ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" 
Министерства здравоохранения Российской Федерации 

— Надежность проверена делами!
123182, Москва, ул. Щукинская, д.5 Полная информация и схема проезда 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»


В 80-е годы прошлого столетия в нашей стране определились проблемы, потребовавшие создания центров медицины катастроф: возникновение крупно-масштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС), сопровождавшихся большими человеческими жертвами; отсутствие государственной системы организации и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС и, отсутствие в системе здравоохранения единого органа управления планированием и организацией ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС. 

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года №339 в Москве были созданы Всесоюзный научно-практический центр экстренной медицинской помощи при Институте хирургии им. А.В.Вишневского АМН СССР и Специализированный научно-практический центр экстренной медицинской помощи в системе Третьего Главного управления при Минздраве СССР, задачи которых не были определены.
Объективная оценка состояния службы экстренной медицинской помощи в те годы позволяет считать правомерным приказ, подписанный Министром здравоохранения Российской Федерации Э.А.Нечаевым от 25.11.93 г. № 279 «О создании единого Всероссийского научно-практического центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации. Этот приказ предписывал:

1. Создать на базе Специализированного центра экстренной медицинской помощи «Защита» Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») – головное научно-практическое государственное учреждение по проблемам медицины катастроф с функциями по-вседневного управления службой экстренной медицинской помощи в Российской системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. Директором Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России назначить директора Специализированного центра экстренной медицинской помощи «Защита» С.Ф.Гончарова.
3. Передать в установленном порядке в состав Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России:
— Всероссийский научно-практический центр экстренной медицинской помощи;
— Специализированный центр экстренной медицинской помощи «Защита».
Первыми задачами, которые необходимо было решить, стали разработка организационной структуры ВЦМК «Защита» и обеспечение начала работы его основных подразделений. Эти мероприятия следовало выполнить наряду с обеспечением постоянной готовности Центра к ликвидации последствий возможных ЧС и выполнением заданий Правительства Российской Федерации Минздраву России, содержащихся в Постановлении от 3 мая 1990 г. №420. В частности, было необходимо:
— разработать положения о ВСМК и ВЦМК «Защита», государственную целевую комплексную программу развития и совершенствования ВСМК, программу подготовки населения по вопросам оказания первой медицинской помощи;

— завершить кадровое формирование автономного госпиталя;
— разработать организационную систему ВСМК и систему управления службой;
— создать информационную систему ВСМК;
— разработать программу подготовки медицинских кадров по медицине катастроф и решить вопрос о создании кафедры по этой проблеме.
При создании ВЦМК «Защита» было указано на необходимость обязательного соблюдения следующих основных подходов. Центр должен был:
— являться эффективным органом управления ВСМК, обеспечивающим ее постоянное развитие и готовность как службы, включающей все силы и средства здравоохранения, в том числе ведомственные, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
— обеспечивать тесное взаимодействие ВСМК и МЧС России;
— иметь мощное, хорошо подготовленное и оснащенное многопрофильное лечебное учреждение, способное быстро выдвинуться в район ЧС и провести там необходимые медицинские мероприятия;
— обеспечивать методическое руководство ВСМК и подготовку руководящих кадров службы;
— выполнять комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению здоровья спасателей;
— иметь значительный резерв медицинского имущества, в том числе стратегического назначения;
— быть основным научным учреждением по проблемам медицины катастроф;
— завоевать авторитет в международной системе служб медицины катастроф.

Стало очевидным, что для решения оперативных и других вышеупомянутых масштабных задач, а также координации действий в системе ВСМК следует иметь специальное подразделение. Для этих целей приказом Минздрава России от 12 октября 1994 г. №204 на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» был создан Штаб Всероссийской службы медицины катастроф.
Создание ВЦМК «Защита» и Штаба ВСМК сыграло важную роль в организации деятельности как Всероссийской службы медицины катастроф, так и Службы медицины катастроф Минздрава России.
По предложению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 1996 г. на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» был организован Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

8 июля 1997 г. Минздравом России было утверждено Положение о Службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, в котором указывалось, что на федеральном уровне Служба представлена Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» с входящими в него формированиями, подразделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи. ВЦМК «Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службой медицины катастроф и Службой медицины катастроф Минздрава России. Одновременно ВЦМК «Защита» выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона Российской Федерации и Евроазиатского центра медицины катастроф стран – участников СНГ.

Сегодня можно с полным основанием констатировать, что уже в первые годы после создания ВЦМК «Защита» была организована работа по всем направлениям деятельности Всероссийской службы медицины катастроф и достигнуты определенные успехи.
Прежде всего надо отметить, что в этот период совершенствовалась организационная структура Центра, вырос его научный и практический потенциал. В структуру Центра кроме Штаба ВСМК были включены кафедра медицины катастроф, научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации, отдел международных связей и др.
Сотрудники Центра «Защита» помнят и благодарят за самоотверженную работу по решению сложных многоплановых задач в первые годы становления Центра, а также отмечает большую помощь и понимание со стороны заместителей Министра здравоохранения Российской Федерации В.К.Агапова и А.М.Москвичева, руководителей МЧС, сотрудников Аппарата Правительства Российской Федерации.
Большой вклад в разработку стоящих перед коллективом ВЦМК «Защита» задач внес крупный ученый – организатор здравоохранения профессор Г.П.Лобанов, который одним из первых обосновал принципы управления, приоритетное развитие территориального звена Службы и разработал идеологию создания ВСМК в целом.
Однако жизнь требовала дальнейшего развития как ВЦМК «Защита», так и Службы медицины катастроф Минздрава России.
Приказом Минздрава России от 27 октября 2000 г. №380 было утверждено новое Положение о Службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, которое включало следующие пункты:

• Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» – государственное многопрофильное головное учреждение Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и Службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровня, образовательного, научно-исследовательскою и лечебно-профилактического учреждения;
• ВЦМК «Зашита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф стран-членов СНГ;
• основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: Штаб ВСМК; филиалы ВЦМК «Защита» в 7 федеральных округах (в особых случаях по решению Минздрава России филиалы могут временно создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации); клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф; центр медицинской экспертизы и реабилитации; научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины; отделы организации медицинской помощи при радиационных и химических авариях; отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС).
Указанные в Положении функции и структура ВЦМК «Защита» в основном сохранились до настоящего времени (рисунок). Сегодня в стадии решения вопрос о создании межрегиональных центров медицины катастроф (фактически – филиалов ВЦМК «Защита») в федеральных округах Российской Федерации и др.

В последующих нормативных актах в основном конкретизировались функции ВЦМК «Защита». Например, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. №660 «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» указано, что Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» является учреждением здравоохранения особого типа и осуществляет методическое обеспечение деятельности террито-риальных центров медицины катастроф и системы подготовки кадров ВСМК;
Штаб ВСМК является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне, одновременно выполняющим функции органа повседневного управления Всероссийской службой медицины катастроф.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. №734 отменило Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. №195 (действовало 17 лет) и от 12 августа 2011 г. № 660 и определило, что Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» является органом повседневного управления Всероссийской службой медицины катастроф на федеральном уровне и обеспечивает:

— координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств ВСМК;
— разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;
— подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;
— разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время все подразделения ВЦМК «Защита» активно работают по реализации упомянутых выше государственных решений.
В заключение следует отметить, что за 20 лет коллектив ВЦМК «Защита» благодаря напряженной, порой самоотверженной работе, при постоянной помощи и доброжелательном отношении руководства Минздрава и МЧС России, а также Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей научных и учебных заведений, прежде всего города Москвы, руководителей органов управления здравоохранением регионов достиг определенных успехов. Центр принят в когорту научных коллективов страны и международную организацию медицины катастроф.

Все это накладывает большую ответственность на ВЦМК «Защита» за обеспечение высокой готовности одной из приоритетных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – Всероссийской службы медицины катастроф.

Новости ВЦМК Структура Документы Специалисты Профильная комиссия Образование Библиотека Клинические рекомендации Методические рекомендации Контакты Журнал Противодействие коррупции ВЦМК Противодействие коррупции МЗ РФ ОООМК

123182, Москва, ул. Щукинская, д.5 Полная информация и схема проезда 

© 2009-2018  ФГБУ “Всероссийский центр медицины катастроф ”Защита” Минздрава России”


Яндекс.Метрика