ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" 
Министерства здравоохранения Российской Федерации 

— Надежность проверена делами!
123182, Москва, ул. Щукинская, д.5 Полная информация и схема проезда

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»


В 80-е годы прошлого столетия в нашей стране определились проблемы, потребовавшие создания центров медицины катастроф: возникновение крупно-масштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС), сопровождавшихся большими человеческими жертвами; отсутствие государственной системы организации и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС и, отсутствие в системе здравоохранения единого органа управления планированием и организацией ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС. 

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года №339 в Москве были созданы Всесоюзный научно-практический центр экстренной медицинской помощи при Институте хирургии им. А.В.Вишневского АМН СССР и Специализированный научно-практический центр экстренной медицинской помощи в системе Третьего Главного управления при Минздраве СССР, задачи которых не были определены.
Объективная оценка состояния службы экстренной медицинской помощи в те годы позволяет считать правомерным приказ, подписанный Министром здравоохранения Российской Федерации Э.А.Нечаевым от 25.11.93 г. № 279 «О создании единого Всероссийского научно-практического центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации. Этот приказ предписывал:

1. Создать на базе Специализированного центра экстренной медицинской помощи «Защита» Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») – головное научно-практическое государственное учреждение по проблемам медицины катастроф с функциями по-вседневного управления службой экстренной медицинской помощи в Российской системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. Директором Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России назначить директора Специализированного центра экстренной медицинской помощи «Защита» С.Ф.Гончарова.
3. Передать в установленном порядке в состав Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России:
— Всероссийский научно-практический центр экстренной медицинской помощи;
— Специализированный центр экстренной медицинской помощи «Защита».
Первыми задачами, которые необходимо было решить, стали разработка организационной структуры ВЦМК «Защита» и обеспечение начала работы его основных подразделений. Эти мероприятия следовало выполнить наряду с обеспечением постоянной готовности Центра к ликвидации последствий возможных ЧС и выполнением заданий Правительства Российской Федерации Минздраву России, содержащихся в Постановлении от 3 мая 1990 г. №420. В частности, было необходимо:
— разработать положения о ВСМК и ВЦМК «Защита», государственную целевую комплексную программу развития и совершенствования ВСМК, программу подготовки населения по вопросам оказания первой медицинской помощи;

— завершить кадровое формирование автономного госпиталя;
— разработать организационную систему ВСМК и систему управления службой;
— создать информационную систему ВСМК;
— разработать программу подготовки медицинских кадров по медицине катастроф и решить вопрос о создании кафедры по этой проблеме.
При создании ВЦМК «Защита» было указано на необходимость обязательного соблюдения следующих основных подходов. Центр должен был:
— являться эффективным органом управления ВСМК, обеспечивающим ее постоянное развитие и готовность как службы, включающей все силы и средства здравоохранения, в том числе ведомственные, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
— обеспечивать тесное взаимодействие ВСМК и МЧС России;
— иметь мощное, хорошо подготовленное и оснащенное многопрофильное лечебное учреждение, способное быстро выдвинуться в район ЧС и провести там необходимые медицинские мероприятия;
— обеспечивать методическое руководство ВСМК и подготовку руководящих кадров службы;
— выполнять комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению здоровья спасателей;
— иметь значительный резерв медицинского имущества, в том числе стратегического назначения;
— быть основным научным учреждением по проблемам медицины катастроф;
— завоевать авторитет в международной системе служб медицины катастроф.

Стало очевидным, что для решения оперативных и других вышеупомянутых масштабных задач, а также координации действий в системе ВСМК следует иметь специальное подразделение. Для этих целей приказом Минздрава России от 12 октября 1994 г. №204 на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» был создан Штаб Всероссийской службы медицины катастроф.
Создание ВЦМК «Защита» и Штаба ВСМК сыграло важную роль в организации деятельности как Всероссийской службы медицины катастроф, так и Службы медицины катастроф Минздрава России.
По предложению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 1996 г. на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» был организован Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

8 июля 1997 г. Минздравом России было утверждено Положение о Службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, в котором указывалось, что на федеральном уровне Служба представлена Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» с входящими в него формированиями, подразделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи. ВЦМК «Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службой медицины катастроф и Службой медицины катастроф Минздрава России. Одновременно ВЦМК «Защита» выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона Российской Федерации и Евроазиатского центра медицины катастроф стран – участников СНГ.

Сегодня можно с полным основанием констатировать, что уже в первые годы после создания ВЦМК «Защита» была организована работа по всем направлениям деятельности Всероссийской службы медицины катастроф и достигнуты определенные успехи.
Прежде всего надо отметить, что в этот период совершенствовалась организационная структура Центра, вырос его научный и практический потенциал. В структуру Центра кроме Штаба ВСМК были включены кафедра медицины катастроф, научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации, отдел международных связей и др.
Сотрудники Центра «Защита» помнят и благодарят за самоотверженную работу по решению сложных многоплановых задач в первые годы становления Центра, а также отмечает большую помощь и понимание со стороны заместителей Министра здравоохранения Российской Федерации В.К.Агапова и А.М.Москвичева, руководителей МЧС, сотрудников Аппарата Правительства Российской Федерации.
Большой вклад в разработку стоящих перед коллективом ВЦМК «Защита» задач внес крупный ученый – организатор здравоохранения профессор Г.П.Лобанов, который одним из первых обосновал принципы управления, приоритетное развитие территориального звена Службы и разработал идеологию создания ВСМК в целом.
Однако жизнь требовала дальнейшего развития как ВЦМК «Защита», так и Службы медицины катастроф Минздрава России.
Приказом Минздрава России от 27 октября 2000 г. №380 было утверждено новое Положение о Службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, которое включало следующие пункты:

• Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» – государственное многопрофильное головное учреждение Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и Службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровня, образовательного, научно-исследовательскою и лечебно-профилактического учреждения;
• ВЦМК «Зашита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф стран-членов СНГ;
• основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: Штаб ВСМК; филиалы ВЦМК «Защита» в 7 федеральных округах (в особых случаях по решению Минздрава России филиалы могут временно создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации); клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф; центр медицинской экспертизы и реабилитации; научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины; отделы организации медицинской помощи при радиационных и химических авариях; отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС).
Указанные в Положении функции и структура ВЦМК «Защита» в основном сохранились до настоящего времени (рисунок). Сегодня в стадии решения вопрос о создании межрегиональных центров медицины катастроф (фактически – филиалов ВЦМК «Защита») в федеральных округах Российской Федерации и др.

В последующих нормативных актах в основном конкретизировались функции ВЦМК «Защита». Например, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. №660 «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» указано, что Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» является учреждением здравоохранения особого типа и осуществляет методическое обеспечение деятельности террито-риальных центров медицины катастроф и системы подготовки кадров ВСМК;
Штаб ВСМК является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне, одновременно выполняющим функции органа повседневного управления Всероссийской службой медицины катастроф.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. №734 отменило Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. №195 (действовало 17 лет) и от 12 августа 2011 г. № 660 и определило, что Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» является органом повседневного управления Всероссийской службой медицины катастроф на федеральном уровне и обеспечивает:

— координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств ВСМК;
— разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;
— подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;
— разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время все подразделения ВЦМК «Защита» активно работают по реализации упомянутых выше государственных решений.
В заключение следует отметить, что за 20 лет коллектив ВЦМК «Защита» благодаря напряженной, порой самоотверженной работе, при постоянной помощи и доброжелательном отношении руководства Минздрава и МЧС России, а также Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей научных и учебных заведений, прежде всего города Москвы, руководителей органов управления здравоохранением регионов достиг определенных успехов. Центр принят в когорту научных коллективов страны и международную организацию медицины катастроф.

Все это накладывает большую ответственность на ВЦМК «Защита» за обеспечение высокой готовности одной из приоритетных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – Всероссийской службы медицины катастроф.