ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" 
Федерального медико-биологического агентства 

— Надежность проверена делами!
123182, Москва, ул. Щукинская, д.5 Полная информация и схема проезда 

Материалы ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 г.

16.01.2012

Приложение

к исх. № 23-02/1778 от 05.12.2011г.

Материалы

ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России в ежегодный

государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера в 2011 г.

«О деятельности функциональных подсистем РСЧС Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

Всероссийской службы медицины катастроф и

Резерва медицинских ресурсов»

ЧАСТЬ II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СНИЖЕНИЕ ИХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Глава 6. Мероприятия по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

6.1. Деятельность Национального центра управления в кризисных ситуациях по повышению готовности органов управления РСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Минздравсоцразвития России и МЧС России при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ликвидации последствий террористических актов, а также в ходе вооруженных конфликтов от 14.09.2006 г., организован взаимный обмен информацией и оповещение между органами повседневного управления Сторон в целях своевременного доведения обстановки об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях (далее – ЧС).

На федеральном уровне взаимодействие организовано между НЦУКС МЧС России и Центром управления в кризисных ситуациях ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России (далее – ЦУКС ВЦМК «Защита») по специально выделенному оптоволоконному каналу и системе телевидеоконференции. Представители ФГБУ ВЦМК «Защита» принимали постоянное участие в работе оперативного штаба МЧС России в ходе ликвидаций последствий крупных социально значимых ЧС (теракт в аэропорту Домодедово 24.01.2011 г., эвакуация российских граждан из Ливийской Джамахирии в феврале 2011г., взрыве боеприпасов на арсенале Минобороны России в Удмуртии в июне 2011г., взрыве газового баллона на свадьбе в г. Владикавказе в июне 2011 г., аварии самолета ТУ-134 в Петрозаводске и др.).

На межрегиональном уровне – между региональными центрами и главными управлениями МЧС России и межрегиональными центрами медицины катастроф, действующими на функциональной основе на базе территориальных центров медицины катастроф в г.г. Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Нальчике, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске.

На региональном и муниципальном уровнях – между центрами управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и ТЦМК субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения всех видов связи и передачи данных между учреждениями ВСМК в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и при ЧС, проведения экстренных телемедицинских консультаций пострадавших в ЧС создана и постоянно развивается телекоммуникационная спутниковая сеть ФГБУ «ВЦМК «Защита», как на федеральном уровне (ЦУКС ВЦМК «Защита» - НЦУКС МЧС России), так и на уровне субъектов Российской Федерации (ТЦМК - ГУ МЧС России в субъектах). Такая интеграция обеспечивает взаимодействие с органами управления, учреждениями и формированиями других министерств и ведомств (МВД России, МЧС России) при оказании помощи лицам, пострадавшим в результате ЧС.

В телекоммуникационную спутниковую сеть ФГБУ ВЦМК «Защита» входят:

3-х центральные земные станции спутниковой связи, две из которых установлены в ФГБУ ВЦМК «Защита» (г. Москва) и обеспечивают связь с Европейской территорией России, Уральским и Сибирским федеральными округами и одна – в Красноярске, которая охватывает Сибирский и Дальневосточный федеральные округа;

8 межрегиональных земных станций спутниковой связи, установленных в центрах федеральных округов: Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ставрополь;

9 терминальных земных станций спутниковой связи, установленных в ведущих медицинских учреждениях федерального подчинения и г. Москвы (Государственный научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Минздравсоцразвития России, ФГУ «РНЦ «ВТО» им. академика Г.А. Илизарова» Минздравсоцразвия России, Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, Институт хирургии имени А.В.Вишневского Минздравсоцразвития России, Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России, Федеральное государственное учреждение Лечебно-реабилитационный центр, Московский НИИ глазных болезней имени Гельмгольца), что обеспечивает возможность проведения телемедицинских консультаций при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

45 терминальных земных станций спутниковой связи, установленных в ТЦМК и лечебно-профилактических учреждениях субъектов Российской Федерации в городах: Москва (6), Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Батагай, Благовещенск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Воронеж, Грозный, Иваново, Иркутск, Казань, Калуга, Киров, Краснодар, Курган, Кызыл, Липецк, Магадан, Майкоп, Майя, Махачкала, Назрань, Нальчик, Пенза, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сыктывкар, Уфа, Челябинск, Черкесск, Чита, Якутск, Ярославль;

10 мобильных станций спутниковой связи, установленных на специализированных автомобилях ТЦМК на территориях субъектов Российской Федерации: Москва (4), Архангельск, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Петропавловск-Камчатский, Уфа.

В 2011 году в соответствии с подписанными государственными контрактами предусматривается поставка телемедицинских спутниковых комплексов еще 12 ТЦМК субъектов Российской Федерации.

Для оперативности выполнения мероприятий по ликвидации последствий ЧС и организации более тесного взаимодействия структур РСЧС 63 ТЦМК субъектов Российской Федерации функционируют в системе единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), тем самым значительно сокращается время реагирования службы медицины катастроф на ЧС.

В ряде регионов – в Белгородской, Воронежской, Калужской, Тульской, Архангельской, Вологодской областях, Хабаровском крае проведена интеграция дежурно-диспетчерских служб муниципальных учреждений здравоохранения в систему ЕДДС - 112. Аналогичная работа проводится в Карачаево-Черкесской Республике.

Автоматизированные системы управления службой медицины катастроф эксплуатируются в Московской области, Пермском и Краснодарском краях, г. Санкт-Петербург, Республике Марий Эл, Белгородской, Калининградской областях и других субъектах.

6.5. Подготовка руководящего состава и работников РСЧС, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях

В 2011г. дополнительное профессиональное образование специалистов здравоохранения по актуальным проблемам медицины катастроф проводилась по 16 утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации учебным программам.

В 2011 году на базе учреждений образования было организовано повышение квалификации свыше 14,5 тыс. специалистов, задействованных в службе медицины катастроф. В Институте проблем медицины катастроф ФГБУ «ВЦМК «Защита» повышение квалификации специалистов здравоохранения по актуальным проблемам медицины катастроф проводилось по 16 учебным программам. При этом, в подготовке специалистов принимал участие 41 сотрудник Центра, в т.ч. 1 член-корреспондент РАМН, 22 доктора медицинских наук (в том числе 9 профессоров) и 17 кандидатов наук.

Всего проведено 27 циклов общего и тематического усовершенствования, на которых прошли повышение квалификации 519 медицинских специалистов из 45 субъектов Российской Федерации, в том числе: на кафедре медицины катастроф –164, на кафедре экстренной медицинской помощи – 264, в центре методического обеспечения подготовки преподавателей первой помощи – 91, в центре авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи подготовлен 101 специалист авиамедицинских бригад.

С целью распространения и обобщения опыта ликвидации последствий ЧС, изучения новых методов оказания медицинской помощи пораженным в регионах было проведено более 100 конференций и семинаров; подготовлено свыше 300 докладов и выступлений по актуальным проблемам ВСМК; издано 7 сборников научно-практических работ и 37 монографий; опубликовано 290 статей по различным вопросам развития ВСМК.

В целях повышения готовности сил и средств ВСМК к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и совершенствования взаимодействия органов управления, подразделений и формирований РСЧС различного уровня, в субъектах Российской Федерации с формированиями и учреждениями ВСМК и лечебно-профилактическими учреждениями было проведено свыше 13 тыс. мероприятий оперативной подготовки по повышению готовности к работе в режиме ЧС, в проведении которых приняли участие свыше 46 тыс. человек, в том числе 3,8 тыс. тактико-специальных учений (ТСУ) – 14,6 тыс. человек, более 3 тыс. командно-штабных учений (КШУ) – 17,8 тыс. человек и 4 тыс. штабных тренировок (ШТ) – 12,8 тыс. человек. В учебно-методических сборах приняли участие почти 9 тыс. человек.

По планам МЧС России и Минздравсоцразвития России непосредственно штабом ВСМК в субъектах Российской Федерации подготовлено и проведено 9 КШУ, 7 ШТ и 2 ТСУ по различной тематике деятельности службы медицины катастроф, в том числе по ликвидации последствий ЧС на объектах экономики, при дорожно-транспортных происшествиях, террористических актах на транспорте и в лечебных учреждениях, при пожарах в лечебных учреждениях с круглосуточным пребыванием больных и др. Учитывая высокий удельный вес в ЧС техногенного характера дорожно-транспортных происшествий, особое внимание уделялось отработке действий всех звеньев службы медицины катастроф по ликвидации их медико-санитарных последствий. Показательно в этом плане проведенное в октябре 2011 года в Нижегородской области ТСУ по тематике: «Организация оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия в догоспитальном и госпитальном периодах», в ходе проведения которого отрабатывались вопросы взаимодействия подразделений ДПС ГИБДД, аварийно-спасательных формирований МЧС России, службы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий дорожно-транспортного происшествия; совершенствование принципов оказания медицинской помощи (медицинского сопровождения) пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях при эвакуации в больничные учреждения; организация оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП в травматологическом центре 1 уровня (на базе Нижегородской областной клинической больницы).

При проведении учения особое внимание уделялось отработке вопросов оказания первой помощи пораженным на месте ДТП, медицинской сортировке и медицинской эвакуации пострадавших линейными бригадами скорой помощи в лечебные учреждения и на реанимобилях в зональные лечебные учреждения.

В ходе учения проанализирована эффективность существующей системы прохождения информации о ДТП и взаимодействия диспетчерских служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП; исследованы возможности по сбору и передаче данных о состоянии здоровья пострадавших в ДТП в зонах ответственности ЛПУ в мобильную и стационарную базу данных.

Анализ проведенного учения убедительно подтверждает необходимость дальнейшего использования данной формы совместного обучения медицинских специалистов, сотрудников ГИБДД МВД России и спасателей АСФ МЧС России для совершенствования управленческих функций и практических навыков при ликвидации последствий ДТП.

Одним из важных направлений в деятельности ТЦМК в современных условиях продолжает оставаться подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах» в 66 субъектах Российской Федерации на базе учебных центров ТЦМК в 2011 году обучено приемам оказания первой помощи пострадавшим свыше 35 тыс. человек, в т.ч. около 5,5 тыс. водителей, свыше 11 тыс. сотрудников МЧС России и МВД России.

В соответствии с заключенными в 2011 году между Минздравсоцразвития России и субъектами Российской Федерации соглашениями на софинансирование объектов капитального строительства и оснащения (приобретения оборудования) учреждений государственной собственности субъектов Российской Федерации, выделены из федерального бюджета субсидии 10 субъектам Российской Федерации (Курская, Рязанская, Тульская, Ленинградская, Томская, Тюменская, Магаданская области, Республики Калмыкия, Северная Осетия – Алания, Забайкальский край) для оснащения учебных центров ТЦМК по обучению приемам оказания первой помощи и в проведены аукционы по закупке типовых комплектов оборудования.

6.6. Состояние резервов материальных и финансовых ресурсов

Деятельность ВСМК по созданию и накоплению резервов медицинского имущества отражена в разделе Функциональная подсистема резервов медицинских ресурсов

ЧАСТЬ III. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Глава 7. Государственное регулирование деятельности РСЧС

7.1. Совершенствование нормативной правовой базы

Правительством Российской Федерации издано подготовленное Минздравсоцразвития России постановление от 12 августа 2011 г. № 660 «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф», определяющее задачи Минздравсоцразвития России и РФМН по разработке и осуществлению мероприятий по совершенствованию деятельности ВСМК, в том числе по приведению организационно-штатной структуры ВСМК, особенно на региональном уровне, в соответствие с наличием в современных условиях рисков и угроз для населения страны, решаемых задач и порядка ее функционирования в рамках существующего нормативного поля, внедрения в практику работы эффективных технологий оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС, совершенствования систем управления силами и средствами ВСМК.

7.2. Федеральные целевые программы

В ФГБУ «ВЦМК «Защита» разработан и направлен в Минздравсоцразвития России проект подпрограммы «Модернизация организации и функционирования ВСМК на 2014-2020 годы» в государственную программу «Развитие здравоохранения Российской Федерации на 2014 – 2020 годы».

7.5. Международное сотрудничество

ФГБУ ВЦМК «Защита» является Сотрудничающим центром Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям, Евроазиатским региональным центром медицины катастроф, а также членом Всемирной ассоциации медицины катастроф и ЧС, Международной ассоциации гуманитарной медицины и ряда других международных организаций по медицине катастроф.

Международные связи ФГБУ «ВЦМК «Защита» осуществляются путем сотрудничества с ВОЗ, многостороннего и двухстороннего сотрудничества со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также участия в мероприятиях, проводимых НАТО и другими международными организациями.

Участие в международных конференциях, симпозиумах и семинарах является хорошей возможностью для обмена опытом и знаниями в различных областях медицины катастроф и использования международных достижений для развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф.

С этой целью в период с января по ноябрь 2011 года специалисты Центра участвовали в 35-и международных мероприятиях в России и за рубежом по различным аспектам медицины катастроф, в т.ч.

- в 10 мероприятиях по линии Россия-НАТО;

- в третьем рабочем совещании Консультативного совета Проекта по безопасности дорожного движения в 10 странах (RS10) - Российская Федерация (март, г. Москва, офис ВОЗ);

- во втором заседании Рабочей группы по здравоохранению двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии (апрель, г. Москва);

- в совещании национальных координаторов Департамента безопасности дорожно-транспортного движения ВОЗ (апрель, Швейцария, г. Женева). Подготовлены и направлены в ВОЗ данные для Второго Всемирного доклада по повышению дорожной безопасности в части, касающейся Российской Федерации (сентябрь 2011 г.).

- в региональной конференции «Экстренная медицинская помощь в странах Центральной Азии» (октябрь 2011г., г. Иссык-Куль, Кыргистан).

Бригады Полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита» участвовали в оказании:

- экстренной медицинской помощи и санитарно- авиационной эвакуации граждан Российской Федерации в связи с дестабилизацией общественно-политической ситуации в Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (февраль-март 2011 г.);

- экстренной и специализированной медицинской помощи пострадавшим в террористическом акте в метро в г. Минске (Республика Беларусь, апрель 2011 г.);

- специализированной медицинской помощи в рамках проведения межведомственной гуманитарной акции «Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность» на территории Республики Южная Осетия (август-октябрь 2011 г.) и Республики Абхазия (сентябрь- октябрь 2011 г.).

Глава 8. Функционирование РСЧС

8.1. Функциональные подсистемы РСЧС

1. Функциональная подсистема Всероссийская служба медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Положение о функциональной подсистеме Всероссийской службы медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф» (с изменениями от 5 апреля 1999 г. и 12 августа 2011 г.).

Служба функционально объединяет:

службу медицины катастроф Минздравсоцразвития России;

службу медицины катастроф Минобороны России;

силы и средства МЧС России, МВД России, иных федеральных органов исполнительной власти, РАМН, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На федеральном уровне Служба представлена:

координационным органом – Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, - штабом Службы;

силамии средствами ФГБУ «ВЦМК «Защита» и других федеральных государственных учреждений (учреждений), находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, ФМБА России, Роспотребнадзора, РАМН, с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций:

силами исредствами формирований и учреждений Службы медицины катастроф Минобороны России;

силами и средствами формирований и учреждений МЧС России, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

силами и средствами формирований и учреждений МВД России и иных федеральных органов исполнительной власти, открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а также формирований других организаций, в полномочия которых входит ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В 2011 г. бригады экстренного реагирования ФГБУ «ВЦМК «Защита» и ФМБА России, федеральные государственные лечебные учреждения Минздравсоцразвития России (Государственный научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Минздравсоцразвития России, ФГУ "РНЦ "ВТО" им. Академика Г.А. Илизарова" Минздравсоцразвия России, Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, Институт хирургии имени А.В.Вишневского Минздравсоцразвития России, Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России, Федеральное государственное учреждение Лечебно-реабилитационный центр, Московский НИИ глазных болезней имени Гельмгольца) и ФМБА России принимали активное участие в оказании экстренной медицинской помощи, медицинской эвакуации и дальнейшем стационарном лечении пострадавших во всех крупных ЧС (террористический акт в аэропорту Домодедово, эвакуации российских граждан из Ливийской Джамахирии, крушении самолета ТУ-134 в г. Петрозаводске, эвакуации и лечении российских граждан, пострадавших в ДТП в Турции (Анталия), аварии самолета АН-24 в Омске, взрыве газового баллона на свадьбе в г. Владикавказе, террористическом акте в г. Махачкале и др.).

Центром медицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи ФГБУ ВЦМК «Защита» совершено свыше 600 экстренных выездов, совершено 70 авиамедицинских и автомобильных эвакуаций пострадавших в ЧС, в том числе более 10 – из иностранных государств, осуществлено более 148 дежурств на различных массовых мероприятиях. Всего оказана помощь более 600 пациентов, в том числе 195 детям.

Во исполнение Плана лечебно-эвакуационных мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр в г. Сочи штаб ВСМК принял участие в проведении организованных Минздравсоцразвития России двух тактико-специальных учений с органами управления здравоохранением Краснодарского края и г. Сочи и медицинскими организациями г. Сочи на тему «Организация ликвидации медико-санитарных последствий распыления аэрозоля с патогенным биологическим агентом» и «Организация ликвидации медико-санитарных последствий авиакатастрофы на территории ОАО «Международный аэропорт Сочи».

На межрегиональном уровне Служба представлена:

органами повседневного управления - межрегиональными центрами медицины катастроф, действующими на функциональной основе, на базе территориальных центров медицины катастроф в гг. Санкт – Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Нальчике, Екатеринбурге Новосибирске и Хабаровске. Функции межрегионального центра медицины катастроф Центрального федерального округа (г. Москва) возложены на ФГБУ «ВЦМК «Защита»;

силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующих федеральных округов.

На региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) Служба представлена:

координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

постоянно действующим органом управления - органом исполнительной власти субъекта Российской Федераций в области здравоохранения;

органом повседневного управления - территориальным центром медицины катастроф;

силами и средствами территориальных центров медицины катастроф и иных государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) Служба представлена:

координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, – органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять управление в сфере здравоохранения;

силами и средствами муниципальных учреждений здравоохранения, включая станции (подстанции) скорой медицинской помощи;

силами и средствами федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении ФМБА России, Минобороны России, при отсутствии на территориях отдельных муниципальных образований муниципальных учреждений здравоохранения.

В Российской Федерации функционирует 82 ТЦМК, из которых 62 аккредитованы как учреждения здравоохранения со статусом юридического лица.

В целом организационно-штатная структура большинства ТЦМК позволяет им в полном объеме решать основные задачи, стоящие перед службой медицины катастроф регионального уровня.

В лучшую сторону отмечаются ТЦМК республик: Дагестан, Татарстан; Алтайского, Забайкальского, Красноярского, Краснодарского, Пермского, Приморского, Хабаровского краев; Свердловской, Оренбургской, Воронежской, Волгоградской, Иркутской, Нижегородской, Мурманской, Новосибирской, Кемеровской, Московской, Самарской, Саратовской и Тюменской областей, г. Москвы, Ханты-Мансийского АО.

В то же время, не в полной мере соответствует требованиям Методических указаний Минздравсоцразвития России «Основные положения о территориальном центре медицины катастроф» и «Организация работы территориального центра медицины катастроф» организационно-штатная структура ТЦМК Ростовской, Вологодской, Псковской, Челябинской, Курской, Костромской, Тульской областей, Камчатского края, Республики Хакасия, Чукотского и Ямало-Ненецкого АО, Еврейской автономной области.

Повышению готовности службы медицины катастроф регионального, муниципального и объектового уровней способствует создание филиалов ТЦМК. В настоящее время создано 24 филиала в 10 ТЦМК. С учетом сложившихся в ряде субъектов Российской Федерации особенностей медико-тактической обстановки, в организационно-штатной структуре ряда ТЦМК созданы штатные нетиповые подразделения – отделы медицинской службы ГО (8 ТЦМК), по работе со скорой помощью (4 ТЦМК), контроля противопожарной безопасности учреждений здравоохранения (3 ТЦМК), автоматизированной информационно-управляющей системы (4 ТЦМК), подразделения информационных технологий (5 ТЦМК). При Кемеровском областном центре медицины катастроф создана единственная в стране научная школа по проблемам шахтной патологии, уникальные разработки ученых и сотрудников которой позволяют спасти даже самих тяжелых пострадавших.

В связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 660 «О внесение изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» в субъектах Российской Федерации начата работа по приведению структуры ТЦМК в соответствие с требованиями указанного постановления. Прежде всего, это касается дальнейшего развития оперативно-диспетчерской службы – создания в составе ТЦМК оперативного отделения (с оперативной группой управления), отделения экстренной и консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (в настоящее время указанные отделения созданы в 44 ТЦМК, в остальных субъектах Российской Федерации они созданы и функционируют на базе областных (республиканских, краевых больниц), штатных подвижных профессиональных медицинских формирований постоянной готовности.

По состоянию на 01.11.2011 г. на региональном и муниципальном уровнях насчитывается почти 21 тыс. штатных и внештатных формирований медицины катастроф, в том числе 369 – штатных в составе ТЦМК. В регионах функционируют 1 полевой многопрофильный госпиталь, 31 медицинский отряд (6 штатных), 151 бригада экстренного реагирования (81 штатная), 4,7 тысяч бригад специализированной медицинской помощи (232 штатные), 14,9 тыс. бригад скорой медицинской помощи, в которых задействовано более 204 тысяч медицинских работников, в том числе почти 60 тысяч врачей, 140 тысяч средних медицинских работников, 4,3 тысячи провизоров и фармацевтов.

В режиме повседневной деятельности госпитальную медицинскую помощь пострадавшим оказывают в 3817 лечебно-профилактических учреждениях, в которых, в соответствии с возложенными на них задачами для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, предусмотрено при необходимости выделение свыше 309,5 тыс. лечебных коек, в т.ч. 54,9 тыс. хирургических, 3,9 тыс. нейрохирургических, 40,2 тыс. травматологических и 7,5 тыс. ожоговых и др.

В течение 2011 гг. специалисты Службы медицины катастроф принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий свыше 5 тыс. чрезвычайных ситуаций ЧС, в том числе 4,9 тыс. техногенных, 13 природных, 295 биолого-социальных и 75 – социальных.

Медицинская помощь оказана 13385 пораженным, из которых 8731 чел. были госпитализированы (65 %). Среди лиц, получивших медицинскую помощь, преобладали пораженные в результате аварий на автомобильных дорогах – около 77%, инфекционные и паразитарные больные – 11,7%, пораженные в результате пожаров и взрывов - 3,9%. Эти же категории пораженных доминировали в общем объеме госпитализированных. Процент поступивших на стационарное лечение пораженных в результате аварий на автомобильных дорогах составил 72,1%, инфекционных и паразитарных больных – 13,1%, пораженных в результате пожаров и взрывов - 4,8%.

Учитывая удельный вес дорожно-транспортных происшествий в структуре техногенных ЧС, большое количество пострадавших в ДТП, одним из важнейших направлений работы ТЦМК остается оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП на ФАД. В этих целях в ряде субъектов Российской Федерации в ТЦМК созданы трассовые службы, призванные сократить время прибытия медицинских бригад к пострадавшим в ДТП, что имеет важнейшее значение для спасения жизни и здоровья пострадавших.

Трассовые службы в различных субъектах Российской Федерации имеют свои особенности. В одних субъектах медицинские бригады работают на трассовых пунктах, созданных на ФАД, в других – в порядке дежурства санитарного транспорта и медицинских бригад на ФАД либо по практическому оказанию помощи при выездах на место аварии.

По состоянию на 1.01.2011 созданы и работают 29 трассовых пунктов в 7 субъектах Российской Федерации – Свердловская область (12), Красноярский край (5), Ханты-Мансийский АО (3), Пермский край (2), Волгоградская область (3), Самарская область (2), Курганская область (2).

Дежурства на ФАД силами штатных медицинских бригад ТЦМК осуществляются в Краснодарском крае – на ФАД М-4, Кабардино-Балкарской Республике – на ФАД М-29, Республике Дагестан – на ФАД М-29, Нижегородской области – на ФАД М-7, Брянской области на ФАД М-3).

Штатные формирования ТЦМК, включенных в ЕДДС субъектов Российской Федерации (более 70 БСМП), принимают непосредственное участие в ликвидации медико-санитарных последствий ДТП на ФАД в 15 субъектах Российской Федерации – в Брянской (ФАД М-3), Воронежской (ФАД М-4), Липецкой (ФАД М-4), Московской (ФАД М-1, М-10), Ярославской (ФАД М-8), Кемеровской (ФАД М-53), Свердловской (ФАД 1Р-242, 1Р-354, 1Р-351, М-5), Астраханской, Саратовской (ФАД М-6) областях; в Алтайском крае (ФАД М-52, А-349), Республике Бурятия (ФАД М-55), Республике Тыва (ФАД М-54), Республике Татарстан (ФАД М-7), Ставропольском крае (ФАД М-29), Республике Ингушетия (ФАД М-29).

Всего на ФАД работает около 150 выездных БСМП ТЦМК.

Силами ВСМК за 10 месяцев 2011 г. оказана помощь свыше 14 тыс. пострадавшим в почти 9 тыс. дорожно-транспортных происшествий, из которых более 1,3 тыс. ДТП отнесены к разряду ЧС.

Повышению эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим в догоспитальном периоде при ликвидации последствий ЧС, в том числе ДТП, способствует совершенствование взаимодействия ТЦМК с подразделениями скорой медицинской помощи и методическое руководство их работой. В ряде субъектов Российской Федерации в соответствии с решением органа управления здравоохранением руководители ТЦМК являются главными внештатными специалистами органа управления здравоохранением по скорой медицинской помощи (Алтайский край, Свердловская, Волгоградская области). Основными формами взаимодействия являются: организация в структуре ТЦМК подразделений, осуществляющих организационно-методическое руководство и координацию деятельности скорой медицинской помощи (Свердловская, Кемеровская, Воронежская, Нижегородская области); внедрение автоматизированной системы управления скорой медицинской помощи (Пермский, Краснодарский края; Свердловская, Ивановская, Мурманская области).

В 2011 году в регионах выполнено свыше 3 тыс. проверок готовности учреждений здравоохранения к действиям в ЧС. Увеличилось количество проверок станций скорой медицинской помощи, специализированных и городских учреждений здравоохранения. Продолжались проверки центральных районных больниц (ЦРБ), областных (республиканских, краевых) ЛПУ, органов управления здравоохранения. По их результатам установлено, что предъявляемым требованиям соответствует 74% учреждений здравоохранения, ограниченно соответствует – 23,4% и не соответствует – 2,6% учреждений. Из общего количества проверенных ЛПУ наибольшее количество учреждений здравоохранения, не готовых к действиям в ЧС, выявлено в Республике Тыва (50% станций СМП и ЦРБ, 30% областных ЛПУ), в Кировской области (18% ЦРБ, 30% областных ЛПУ), в Пензенской области (23% ЦРБ).

2. Функциональная подсистема резервов медицинских ресурсов.

Функциональная подсистема резервов медицинских ресурсов предназначена для обеспечения выполнения мероприятий, проводимых службой медицины катастроф по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, и включает запасы медикаментов, медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, медицинской техники и оборудования медицинского назначения.

Положение о Функциональной подсистеме резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2006 г. № 803.

Для использования при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются:

федеральный резерв медицинских ресурсов Минздравсоцразвития России – приказом Минздравсоцразвития России;

резервы медицинских ресурсов субъектов Российской Федерации – решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

муниципальные резервы медицинских ресурсов – решением органов местного самоуправления;

В 2011 году продолжалось наращивание федерального резерва медицинского имущества Минздравсоцразвития России для ликвидации ЧС. По состоянию на 01.11.2011 года на складе ФГБУ «ВЦМК «Защита» в резерве Минздравсоцразвития России для ликвидации последствий ЧС находится медицинское имущество на сумму 117,8 млн. рублей, в том числе лекарственных средств на сумму 46,8 млн. рублей, перевязочных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов на сумму 71,1 млн. рублей.

В связи с выходом приказа Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 г. № 253, изменившим номенклатуру и объем хранящихся в резерве антидотов, ФГБУ «ВЦМК «Защита» начата работа по приведению хранящегося резерва в соответствие с требованиями настоящего приказа.

В ноябре 2011 г. Минздравом России проведено 16 аукционов по закупке для федерального резерва широкой номенклатуры лекарственных средств на сумму 140 млн. рублей. Победителями аукционов начата поставка медицинского имущества для закладки в резерв.

Региональные запасы медикаментов и медицинского имущества службы медицины катастроф созданы при каждом ТЦМК, при этом нормативы содержания резерва в каждом регионе Российской Федерации определены решением органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, и в ряде субъектов Российской Федерации отличаются от рекомендованных Минздравсоцразвития России (на 500 пораженных).

По федеральным округам объемы запасов медикаментов и медицинского имущества составляют от 60% (Северо-Кавказский ФО) до 80% (Уральский ФО) от установленных нормативов, а в целом по Российской Федерации - 72%. По созданию в субъектах Российской Федерации запасов медикаментов на 500 пораженных в лучшую сторону отмечаются Владимирская, Волгоградская, Калужская, Оренбургская области, Ставропольский и Красноярский края, Республики Мордовия, Чувашия, Башкортостан, Ханты-Мансийский АО – Югра, г. Москва.

Хуже обстоит дело по созданию и содержанию запасов медикаментов и медицинского имущества в Брянской, Иркутской, Курской, Новосибирской, Орловской, Самарской областях, Республике Ингушетия, Удмурской республике, Еврейской АО, где установлены региональные нормативы содержания запасов на 200-300 пострадавших, а фактическое содержание запасов составляет ниже 60% от установленных нормативов.

В федеральных медицинских учреждениях и ЛПУ субъектов Российской Федерации, имеющих план-задание на содержание неснижаемого запаса медикаментов и медицинского имущества на дополнительно развертываемые койки, созданы оперативно-тактические запасы медикаментов и медицинского имущества. Их объемы в среднем по Российской Федерации составляют 65% от установленных нормативов, при этом варьируют от 87% (Уральский ФО) до 42% (Дальневосточный ФО) от расчетного норматива на количество дополнительно развертываемых коек по плану-заданию.  

123182, Москва, ул. Щукинская, д.5 Полная информация и схема проезда 

© 2009-2018  ФГБУ “Всероссийский центр медицины катастроф ”Защита” Федерального медико-биологического агентства


Яндекс.Метрика