ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" 
Федерального медико-биологического агентства 

— Надежность проверена делами!
123182, Москва, ул. Щукинская, д.5 Полная информация и схема проезда 

Заседание комиссии Минздравсоцразвития России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

22.10.2009

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ АВИАМЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ

И ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

(САНИТАРНО-АВИАЦИОННОЙ)

СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ФГУ "Всероссийский Центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России"

2009 г.

В настоящее время оказание специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи осуществляется отделениями экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарной авиации) областных (республиканских, краевых) клинических больниц и территориальных центров медицины катастроф.

Рассмотрим, как реализуются мероприятия по оказанию этого вида помощи.

С места ДТП пострадавшие в большинстве случаев госпитализируются в районные (поселковые, участковые), городские или центральные районные больницы (ЦРБ), относящиеся к травматологическим центрам 3-го и 2-го уровня, способные оказывать квалифицированную или, в ряде случаев, в неполном объеме специализированную медицинскую помощь.

Эвакуация пострадавших санитарным автотранспортом с места ДТП непосредственно в лечебные учреждения, относящиеся к травматологическим центрам 1-го уровня, как правило, невозможна из-за удаленности их от места происшествия.

Сегодня оказание специализированной медицинской помощи пострадавшим, госпитализированным в районные и центральные районные больницы, происходит путем срочной доставки специалистов из региональных специализированных лечебных учреждений - ОКБ и СМЦ (специализированных медицинских центров).

Но в районных ЛПУ, как правило, нет условий для качественного оказания специализированной медицинской помощи в полном объеме и лечебные мероприятия, проводимые прибывшими специалистами, зачастую ограничиваются паллиативными оперативными вмешательствами по витальным показаниям. Для дальнейшего оказания специализированной медицинской помощи необходим перевод пациента из районной больницы в лечебное учреждение, располагающее соответствующими возможностями.

Достаточно часто возникает необходимость в высокотехнологичной медицинской помощи, для оказания которой многие специализированные ЛПУ субъектов Российской Федерации не имеют условий.

В этих случаях сегодня проблема также решается путем вызова специалистов из федеральных специализированных лечебных учреждений или экстренного перевода пациентов в федеральные ЛПУ и клинические институты РАМН, способные оказать необходимую высокотехнологичную медицинскую помощь.

Таким образом, в принципе, на региональном уровне работает система экстренной и консультативной медицинской помощи и выполняется комплекс мероприятий, объединяемых понятием «специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь», включающий в себя три основные задачи:

- доставка специалистов для оказания консультативной помощи;

- межбольничная медицинская транспортировка пострадавших;

-доставка специальных медицинских грузов.

В настоящее время из 83 территориальных центров медицины катастроф 44 имеют в своем составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарной авиации).

Всего специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь оказывают 143 отделения, 83 из которых функционируют в составе ТЦМК. Количество отделений включает в себя филиалы в отдаленных и труднодоступных районах, созданные в ряде субъектов Российской Федерации.

В деятельности отделений отмечается преобладание консультативной помощи над эвакуационными мероприятиями, что свидетельствует о том, что на региональном уровне значительная часть специализированной медицинской помощи оказывается больным в неприспособленных условиях муниципальных лечебных учреждений и, следовательно, зачастую, не в полном объеме. При этом год от года отмечается тенденция к увеличению доли консультативной помощи.

Анализ работы показывает, что доля медицинской помощи, оказанной пострадавшим в ЧС отделениями санитарной авиации невелика.

Одной из причин сложившейся ситуации является то, что отделения экстренной и консультативной помощи областных клинических больниц мало участвуют в оказании медицинской помощи пострадавшим в ЧС.

Данные за 2008 год показывают, что отделения, входящие в ТЦМК, лучше укомплектованы кадрами в сравнении с отделениями республиканских, краевых и областных клинических больниц.

Они лучше оснащены транспортом, медицинским оборудованием, средствами связи и прочим имуществом.

Отделения санитарной авиации территориальных центров медицины катастроф больше применяют авиацию для оказания медицинской помощи. Воздушный транспорт используется в 37 субъектах Российской Федерации, в 28 из них - отделениями, входящими в состав ТЦМК.

Доля экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС и ДТП, оказываемой отделениями санитарной авиации в догоспитальном периоде, составляет всего 2,5 % от общего объема лечебной деятельности, что свидетельствует о том, что отделения санитарной авиации почти не работают в догоспитальном периоде.

Вместе с тем, сегодня стоит задача по созданию системы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, прежде всего в догоспитальном периоде, и отделения санитарной авиации не могут оставаться в стороне от этой работы.

Именно поэтому система экстренной и консультативной медицинской помощи, сложившаяся еще с советских времен, нуждается в усовершенствовании в соответствии с современными условиями и подходами к оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации.

Сегодня очевидно, что пострадавших в ДТП, которым требуется специализированная медицинская помощь, необходимо госпитализировать сразу в травматологические центры 1-го уровня, минуя ЛПУ 2-го и 3-го уровней.

В случаях, когда пострадавший всё же оказывается госпитализированным в районную больницу, дальнейшие действия по оказанию специализированной медицинской помощи должны быть направлены на скорейшую эвакуацию пациента в специализированное лечебное учреждение, а вызов специалиста-консультанта может осуществляться для решения вопросов транспортабельности и подготовки пострадавшего к транспортировке с целью максимального снижения рисков эвакуации.

Очевидно, что для оказания своевременной специализированной медицинской помощи, прежде всего, необходимо решить проблему медицинской эвакуации. И также очевидно, что решать эту проблему нужно путем широкого применения авиационного транспорта.

В связи с этим возникают вопросы:

- где должна базироваться авиатехника, кто будет являться её владельцем, кто -эксплуатантом, какова форма их взаимоотношений с органами управления здравоохранения и ЛПУ, какой порядок приобретения, финансирования и эксплуатации воздушных судов;

- какую авиатехнику лучше использовать и как её оснащать;

- какие медицинские силы и средства будут привлекаться для оказания медицинской помощи с использованием авиационного транспорта, какой порядок финансирования этой деятельности;

- как организовать взаимодействие между различными министерствами и ведомствами, принимающими участие в оказании медицинской помощи пострадавшим в ЧС и ДТП с использованием воздушного транспорта;

- какое нормативно-правовое регулирование необходимо для осуществления этой деятельности и ряд других вопросов, требующих объединения усилий различных министерств, ведомств и организаций. Мы говорим о создании системы, подразумевая комплексный межведомственный подход к решению всех выше указанных проблем и считаем необходимым создание государственной системы авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи населению Российской Федерации.

Создание системы авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи позволит решать следующие задачи:

1. В догоспитальном периоде

- экстренная доставка вертолетами медицинских работников на место ДТП и в зону ЧС

;- оказание экстренной помощи на месте ДТП;

- авиамедицинская эвакуация вертолетами пострадавших с места ЧС и ДТП в лечебные учреждения.

2. В госпитальном периоде

- авиамедицинская эвакуация пострадавших из травматологических центров 2-го и 3-го уровня в специализированные лечебные учреждения 1-го травматологического уровня для оказания специализированной медицинской помощи;

- авиамедицинская эвакуация пострадавших из специализированных ЛПУ субъектов Российской Федерации в федеральные лечебные учреждения и клинические институты РАМН для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи;

- при необходимости, экстренная доставка специалистов-консультантов из специализированных лечебных учреждений в муниципальные больницы для решения вопросов транспортабельности пострадавших и подготовки их к эвакуации;

- экстренная доставка в лечебные учреждения медикаментов, препаратов крови и специального медицинского оборудования, необходимого для спасения жизни больных и пострадавших.

3. Авиамедицинская эвакуация российских граждан, заболевших или пострадавших за пределами Российской Федерации (медицинская репатриация).

Для создания системы авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи необходимо решить комплекс вопросов по следующим направлениям:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, предусматривающей:

- внесение изменений в федеральное законодательство в части, касающейся оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи на различных уровнях и экстренной медицинской помощи в догоспитальном периоде с использованием воздушных транспортных средств;

- разработку подзаконных нормативных документов, в рамках всех заинтересованных министерств и ведомств, регламентирующих порядок оказания медицинской помощи, механизмы взаимодействия, полномочия и ответственность различных структур, обеспечивающих работу всей системы, определяющих источники и объемы финансирования конкретных мероприятий по организации оказания медицинской помощи с использованием воздушного транспорта на региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях;

- внесение изменений и дополнений в воздушное законодательство Российской Федерации, определяющих правила работы авиамедицинских бригад и использования медицинского оборудования на борту воздушных судов.

2. Укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, интегрированных в систему авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи.

3. Создание единого информационного пространства, обеспечивающего эффективное оперативное взаимодействие между всеми элементами системы, электронный документооборот, возможность использования современных телемедицинских технологий и постоянную связь с лечебными учреждениями разного уровня.

4. Строительство площадок базирования вертолетов.

5. Внедрение системы лицензирования авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи с использованием авиационного транспорта, т.к. в настоящее время транспортировка больных по воздуху, как и транспортировка санитарным автотранспортом, не подлежит лицензированию, хотя, по сути, является специфическим видом медицинских услуг, имеющих повсеместное применение.

6. Создание системы подготовки медицинских кадров с выдачей по итогам обучения специальных документов, дающих допуск к работе на борту воздушных судов.

Система авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи должна функционировать на региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях и иметь централизованное организационно-методическое руководство, обеспечивающее реализацию единых для всех регионов принципов организации деятельности лечебных и других интегрированных в эту систему учреждений, стандартов оказания медицинской помощи, а также методик оценки эффективности и качества работы звеньев данной системы.

Организация функционирования системы может быть построена следующим образом:

- приобретение авиационной техники, ее содержание, техническое обслуживание, проведение полетов, летно-технический персонал и другие авиационно-технические вопросы реализуются МЧС России и другими авиакомпаниями на основе соответствующих договоров и соглашений с Минздравсоцразвития России, региональными органами управления здравоохранения или уполномоченными лечебно-профилактическими учреждениями.

- организация работы авиамедицинских бригад, координация их деятельности, медицинское оснащение, выполнение диспетчерских функций, статистический учет и контроль качества оказания медицинской помощи на региональном уровне осуществляется территориальными центрами медицины катастроф, а на федеральном уровне – Всероссийским центром медицины катастроф "Защита".

В соответствии с существующей системой организации медицинской помощи, муниципальные лечебные учреждения могут оказывать медицинскую помощь только на территории своего муниципального образования. А на примере схемы медицинского обеспечения ФАД М-4 «Дон» наглядно видно, что в зоны действия медицинских вертолетов попадают сразу несколько районов, а иногда и соседние субъекты. Поэтому для организации скоординированной работы нескольких лечебных учреждений, за которыми закреплены зоны ответственности и авиамедицинские бригады необходима единая надмуниципальная структура, способная функционировать на региональном и межрегиональном уровнях. Такой структурой сегодня как раз и являются территориальные центры медицины катастроф, располагающие оперативно-диспетчерской службой и налаженной системой взаимодействия с лечебными учреждениями, региональным отделениями МЧС, МВД и другими ведомствами и организациями, участвующими в ликвидации последствий ЧС и ДТП.

Поэтому считаем целесообразным создать систему авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи в структуре Всероссийской службы медицины катастроф, имеющей централизованное организационно-методическое руководство территориальными центрами, собственные медицинские силы и средства, отработанную систему взаимодействия с другими структурами, участвующими в ликвидации последствий ЧС и ДТП, а также опыт оказания медицинской помощи пострадавшим и проведения авиамедицинской эвакуации.

Непосредственную организацию функционирования системы предлагаем поручить ФГУ «ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России», как головному учреждению службы медицины катастроф, имеющему в своем составе Центр авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи (санитарной авиации), а также учебный центр, осуществляющий подготовку специалистов авиамедицинских бригад, и возложить следующие задачи:

- организационно-методическое руководство деятельностью отделений санитарной авиации субъектов Российской Федерации;

- создание системы подготовки специалистов авиамедицинских бригад;

- оказание специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи населению Российской Федерации, пострадавшему в ЧС;

- оказание специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи населению Российской Федерации в режиме повседневной деятельности, в том числе пострадавшим в ДТП;

- организацию и проведение авиамедицинской эвакуации российских граждан, заболевших или пострадавших за пределами Российской Федерации, а также медицинскую эвакуацию больных и пострадавших иностранных граждан в страны их проживания;

- создание системы консультативной медицинской помощи ЛПУ субъектов Российской Федерации с использованием современных информационных и телемедицинских технологий.

Оказание экстренной медицинской помощи с использованием вертолетов и специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи являются единой цепочкой лечебно-эвакуационных мероприятий, предполагающих использованием авиационного транспорта. Поэтому считаем логичным и предлагаем объединить экстренную медицинскую помощь с использованием вертолетов и специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь в единое понятие «санитарно-авиационная помощь», а задачи по организации и оказанию этого вида помощи как раз и должна решать система авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи.

Существующие «отделения экстренной и консультативной медицинской помощи», целесообразно реорганизовать в «отделения санитарной авиации» территориальных центров медицины катастроф и возложить на них функции по оказанию санитарно-авиационной помощи на региональном и межрегиональном уровнях, а задачи по оказанию данной помощи на федеральном и международном уровнях возложить соответственно на Центр авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи (санитарной авиации) ВЦМК «Защита».

Мы рассматривали вопросы применения воздушного транспорта для оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС и ДТП, но всем очевидно, что реальная потребность в использовании авиации значительно больше. Поэтому создаваемая система должна быть универсальной, способной эффективно решать проблемы организации и оказания санитарно-авиационной помощи не только пострадавшим в ЧС и ДТП, но и при любых других заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни больных и требующих неотложных лечебно-диагностических мероприятий (различные травмы не связанные с ДТП и ЧС, сердечно-сосудистые, неврологические и другие заболевания от которых погибает больных значительно больше, чем в ЧС и ДТП).

Считаем, что создание такой системы позволит значительно повысить эффективность работы здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и в режиме повседневной деятельности, в том числе при оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП, что отразится в реальном снижении смертности, летальности и инвалидизации населения Российской Федерации.

123182, Москва, ул. Щукинская, д.5 Полная информация и схема проезда 

© 2009-2018  ФГБУ “Всероссийский центр медицины катастроф ”Защита” Федерального медико-биологического агентства


Яндекс.Метрика